Обряды эвенков и традиции сопровождают их всю таёжную жизнь.
1.Балдыкакит – обряд встречи гостей.
Встреча гостей происходила
обязательно в присутствии оленя.
Рукопожатие и
приветственные слова
проговаривались
через спину оленя.
Иногда гостю
необязательно
нужно было
что-то говорить.
Достаточно было
молчаливого
и приветственного
рукопожатия.
Считалось,
что олень являлся
сильным проводником
между людьми и духами.
2. «Чичипкавун» — это обряд очищения.
Представляет собой
прохождение
через расставленные «ноги»
небесного идола
мугдыкена «Чичипкан»
и окуриванием священного
багульника (сэнкэрэ).
«Ноги» обязательно
устанавливали
из дерева лиственницы.
Считалось,
что таким образом человек,
проходя через эти ворота,
оставлял за ними неудачи,
нездоровье и все плохое.
3.«Имты» — обряд обращения к духам
предков и божествам.
Это важный,
широко распостраненный
среди эвенков.
Обряд угощения огня.
Духа огня Энекэн Того.
С просьбами о
благополучии рода.
Удачной охоты
или рыбалки.
С личными просьбами или
с благодарениями духа огня.
4.Обряд «Еллувка» — причащение к родовому семейному огню.
При рождении ребенка
его лобик мазали
углем из очага чума.
В настоящее время
обряд проводится
для всех эвенков.
Собравшихся на
какой-либо праздник.
5. «Сэнгкэлавун» — обряд добывания удачи.
Счастливого прохождения.
Окончания особо важного
или значимого события.
Важный обряд
для охотничьего промысла,
рыболовного дела.
6.Хулганни (улганни) – почитание и обращение к духам местности.
«Дарение»
(привязывание)
цветных лоскутов ткани
(хулгаптын) на
священное дерево.
7.Алга – это обряд благопожелания
кому либо
или благодарения.
У народа эвенки существует
множество различных обрядов.
Обрядовое действие
представляют собой
даже хороводные запевы.
Обряды эвенков несут в себе
единение с Природой.
Благодарность
за данную жизнь.
Почитание и
уважение
самого человека.
Всевозможных духов.
Божеств.
И составляют
важную часть
духовного наследия народа.
Обычаи и обряды народа
неразрывно связаны
с культурным наследием.
Традициями.
В них отражается
вся уникальность,
самобытность народа.
Который жил и живет в
гармонии с матушкой
Природой.
Уклад таёжной жизни
складывался веками
в суровых условиях Севера.
Соблюдения Правил и Законов тайги
диктовала им сама Жизнь.
Эвенк свято верил,
что жизнь человека
напрямую зависит
от окружающего его Мира.
©Аксинья Симонова