Знаковая потеря

Знаковая потеря
мастерица автор фото Виктор Яковлев

Пропажа — знаковая потеря, которая дает мощный толчок для памяти. Исторически важный.

Иногда у человека так происходит.

Память стала подводить меня и я злилась- потеря моя… Случай связанный с этой пропажей, который приключился со мной, побудил меня написать эту статью. Потеряла я свой инструмент по выделке кожи кэдэрэ-железный,кованый с зубчиками, старинный. Доставшийся мне от бабушки в наследство…

Все перевернула! Везде и у всех спросила.Может кому давала и забыла? Не нашла. Никто не признавался, что брал… Поразмыслить – почти никто этим уже давно не занимается…

Села я, как та старуха у разбитого корыта.До слез стало жалко инструмента. Дорог он сердцу моему.Очень мне он нужен был. Надо было закончить последнюю  стадию выделки ровдуги. Без него процесс не может быть законченным.

Что бы сказала она? Ничего не говорила бы по поводу моего утерянного раритета. Не принято у неё много говорить.Она смотрела с укором и любовью на меня оттуда…

На память мне поплыли все события, как – то связанные с этой пропажей.

Далекое детство, зима… Мы с братом стоим на крыльце. Это наш своеобразный сложившийся детский ритуал.Приставив ладошки к ушам. Усиленно прислушиваемся к звукам на речке…

Вот слышим! Еле-еле различимый, обрывистый звон колокольчиков оленьей упряжки. Ура! Едут!

И нас сдувает, как ветром, с крыльца нашего домика.Мы мчимся на всех парах в сторону речки. Быстрее, быстрее! Детское сердечко громко стучит. Выпрыгивает из груди от радости. Дальше, дальше! Это мы могли подольше прокатиться на оленьей упряжке!

Тогда не было телефонов.Мы всегда точно знали, в какой день и час, приедут наши дедушка и бабушка из тайги.То ли они старались подгадать по неизвестным сигналам доселе нам. Нам удавалось почти всегда их встречать у истока протоки. Даже дальше! Мы неслись во весь опор.

Они замедляли специально ход оленей, зная, что мы их ждем и бежим им навстречу. Для нас это был неимоверный праздник!

Бабушка с дедушкой! Радость встречи.Катание на разукрашенных оленях и упряжках. Вкусности с таежного стола. Вечерние рассказы под треск дров в печке — буржуйке о жизни в тайге.

Меня всегда привлекало новое праздничное одеяние оленей.Как искусно  украшали своих оленей наши эвенки! А какие тапочки расписные и пахнущие дымом?! У деда  длинные унты в мелких шахматах на коленях! Кумаланы отороченные медвежьим мехом, небрежно брошенные на доски оленьих нарт.

Как вечерами под свет керосиновой лампы, бабушка Вера обдирала оттаявшие ноги сохатого.Мы садились вокруг. Каждому доставался лакомый сырой кусочек. Жилка, хрящик или самое вкусное «чиматин»,субстанция из-под чашечки.

Это было для нас счастьем!Мы жевали и от удовольствия аж зажмуривали глаза…

Удивленно заметила для себя.

Какие интересные и богатые ассоциации дают мне мои воспоминания и эта исчезнувшая семейная реликвия

Выделка начиналась со снятия камуса ног животного и шкуры туши. Все сырье снималось очень аккуратно. Без порезов. Этому учились с детства.

С камуса ножом снималась мездра и высушивалось.Скребком (у) соскабливалась оставшаяся мездра. Намачивался камус раствором вареной печени, или кашей из мозгов. Сворачивался и пропитывался 1-2 дня.

Приходила очередь другого скребка «чучун».Камус разминался и растягивался в разные стороны.Разбивался тяжелой, деревянной кожемялкой- бревном «голо».Мялся руками почти досуха.Окончательную операцию проводили скребком «кэдэра».Он выравнивал и вытягивал камус. Выжимал последнюю воду из камуса. Вот и закончен процесс выделки.Для долговечности и водонепроницаемости камус и шкуры 2-3 дня коптили дымом в специальном шалашике-чуме.

сэнкэчэны-обереги

Обработка кожи и шкур, изготовление из нее одежды и обуви считалось прерогативой женщины – хранительницы очага.

Использование меха и шкур животных диктовалось самой жизнью на Севере. Другого материала наши народы не знали.

С раннего детства девочки приучались к этому ремеслу. Сначала учились сучить нитки из сухожилий,потом работать с мехом и мягкой кожей телят и кабарги. Учились одевать кукол и шить им одежды.

Находясь рядом с матерью, запоминали все процессы выделки.Понемногу участвовали  в них. Так и вырастали мастерицы своего рода.

Нельзя было в то далекое время не уметь выделывать шкуры и кожу, Верная погибель человеку – человеку неодетому, не обшитому женщиной.

В прошлом времени инструмент передавался из поколения в поколение.

инструменты для выделки кожи и шкур

Являлся обязательным жизненно важным предметом быта.

Добыча сохатого или оленя-большая удача для семьи эвенков.Это мясо, теплая одежда, покрытие для чума.Кость шла для изготовления предметов быта.

Камус  шел на обувь, рукавицы, сумки, коврики на седла и чум. Шкуры на покрышку чума, одежду и обувь.Всевозможную домашнюю и нужную утварь.Постель и одеяла. Шерсть шла на подушки и оленьи седла.На набивку матрасов. Из кожи плелись оленьи веревки (мауты).

Шкура между копыт оленей и сохатых на подошвы унтов.Она не мокла и не скользила. Помогала бесшумно подкрадываться к животному. Одежда  сшитая из шкур ворсом вверх была теплой и бесшумной в кустах.

Из жил делали нитки для шитья, которые были очень крепкими и не гнили. При попадании воды разбухали в швах и не пропускали воду внутрь. Из больших жил плели грубые нити для утвари, бытовые веревки.

Ценилась шкура головы. Она была устойчива к истиранию и изделия из нее служили верно ни один десяток

Из шкуры ушей шились подклады на одежды. Шапки и рукавицы. Использовались как элемент орнамента.

Рога шли на седла, предметы быта, обереги.Роговица  копыт тоже шла на украшения и домашнюю утварь, пуговицы.

Из кости изготавливались ложки, поварешки, наконечники стрел, иглы и шила, игрушки для детей.

Помет и содержимое требухи шло на выделку шкуры и кож.

Подшейный волос оленя использовали в вышивках.Его красили, употребляли как прокладку на швах изделий.

Мясо разделывали, делили между охотниками, готовили впрок.Сушили кровь, жир, само мясо. Жили пока не наступало время добывать на свои нужды еще.

У мастерицы ни один кусочек кожи или меха не пропадал.Каждому маленькому кусочку было место.Умели выделывать и применить все к нужному месту. Будь шкурка от ног зайца или ушко белки…

Заповедей, связанных с охотой много

Оберегающих матушку Природу и людей.

Они касаются определенных животных.Определенных частей туши. Времени года и так далее. От добытого животного ничего не оставляли.Не бросали ничего. Это считалось самым тяжелым грехом -«одёхал».Сложно было получить прощение самой матушки Природы Буга.

  • Хвастаться удачей на охоте нельзя – не будет больше везти на охоте.
  • Проливать кровь нельзя на тропе – пропадут олени и сохатые.
  • Кричать в тайге нельзя – напугаешь духа Тайги. Рассердится – ничего не даст.
  • Добыл сохатого  – повесь его бороду на дерево. Отчитайся перед Тайгой. Она тебе дала, а ты взял.
  • Нельзя варить в одном котле мясо разных животных – поссорятся  их духи. Не будет удачи.
  • Хочешь хорошую одежду – обдирай чисто, без дырок.
  • Нельзя переступать женщине охотничье снаряжение – снаряжение утратит убойную силу.
  • Нельзя вслух удивляться ни своей, ни чужой добыче –больше  добычи не будет.
  • Не руби тазовую кость сохатого топором – уйдет сохатый.
  • Не давай верхний шейный позвонок чужому – поссоритесь.
  • Когда будешь сытым, то оставшееся мясо и рыбу не выбрасывай. Не держи, а поделись с соседом. Будешь выбрасывать и гноить – тебе не будет удачи. И твоя семья останется голодным.
  • Когда сохатого обдираешь – поминай и нахваливай его – еще придет.
  • Нельзя брать у Тайги больше, чем тебе нужно – рассердится. Не будет давать больше.

Вот я и порассуждала на свою тему потеря-пропажа

Обзвонила людей по телефону.Нашла старинный, ржавый, рабочий «кэдэрэ». Закончила работу. Была несказанно рада!

А вы их сохранили? Внимательно посмотрите на них! Вспомните, что может быть связано с этим предметом.

Уверена —  вы вспомните своих родных.Важные события из своей жизни. Вспомните свои корни. 

©Аксинья Симонова

Поделиться ссылкой:

Оставьте комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.