Икэнипкэ-праздник торжества и надежды народа эвенки

икэнипкэ праздники обряды эвенки культура

ИКЭНИПКЭ -являлся важным обрядом народа эвенки одноименного праздника

С его проведения начинался отсчёт нового эвенкийского календарного года.

Он начинался по решению шаманов родов.

После окончания отела у важенок.

Появлением оленят в стаде.

До наступления устойчивого тепла.

Первой приметой к подготовке праздника было кукование кукушки.

Появление зеленой травы.

Первых цветов и благоухание хвои лиственницы.

Природа, тайга и реки для эвенков является родным домом.

С благодарностью за это.

Эвенки почитают всё, что связано с матерью

Природой (Энекэн Буга).

В мировоззрении эвенков Энекэн Буга является основой основ.

Всего живого на земле.

Важно отметить, что празднование проводится в начале расцвета природы.

И пробуждения земли от зимнего покоя.

Эвенкийской радости прибавления в оленьем стаде.

икэнипкэ обряды олени

Праздник являлся обрядовым

Проводилось множество обрядов.

Важных для эвенков в течении года.

Определенные специально места для его проведения.

Обычно это были пересечения кочевых троп.

Место,где проходила торговля и обмен.

Являлось постоянным и значимым.

Выбиралось открытое место.

Рядом с источником воды и дров.

Приспособленное для установки многих чумов и палаток.

Для размещения ездовых оленей.

икэнипкэ обряды эвенки праздник

Въезд в стойбище был через Чичипкаун.

Со священным самнином(дымокуром) из сэнкэрэ (багульник).

Олицетворяющего «ноги небесного идола Мугдыкэна».

Это две скрещенные макушками молодые лиственницы.

Эвенки считали, проходя через него.

Люди оставляли за «воротами» все невзгоды.

Болезни, плохие мысли.

Небесный идол помогал им очиститься, «переродиться».

На территорию праздника нельзя входить с плохими намерениями.

Духи накажут за это.

Чичипкаун устанавливался на всё время проведения праздника.

На праздник собирались разные рода из разных мест.

При встрече проводился важный обряд встречи «Балдыкакит».

Через спину оленя здоровались друг с другом «Дорова, гиркил!».

Олень у эвенка всегда считался священным животным.

Они верили, что он был проводником между людьми и небесами.

Обязательным для благополучного проведения праздника.

Был обряд приветствия духа местности «Хулганни».

икэнипкэ эвенки обряды

Нужно было привязать к нити священного столба Сэргэ.

(сэвек мо) цветные лоскутки ткани «хулгаптын».

Узкие полоски цветной ткани символизировали мысли и думы.

Пройденный путь человека.

Его тропу жизни и будущие надежды.

Ткань и подарки на дерево Приветствия и Желаний.

(обычно это лиственница или береза, ель).

Загадывая при этом свои желания и прошения к духам.

И этим проводя следующий обряд «Алга» (благопожелания)

Авгара бикэллу! (Будьте здоровы!)

Экэллу бумурэ! (Не болейте!)

Нэлэмугхивэ экэллу! (Запретное не делайте!)

Аят бэйнэкэллу! (Будьте удачливы в охоте!)

Кутучи бикэллу! (Будьте счастливы!)

Немаловажным считался обряд

кормления реки «Мудэн»-духа воды.

С пожеланиями добра и счастья всем людям.

В реках было всегда полно рыбы.

Праздник начинался

Эвенки и гости одетые в красивые праздничные одежды.

Обращались к главному божеству праздника Энекэн Буга.

Разжигали жертвенный огонь.

Проводился обряд «Имты».

Кормили и почитали духа огня Энекэн Того.

икэнипкэ праздник эвенки

Праздник длился несколько дней подряд.

Он был важен соблюдением обрядов.

Кроме этого.

Решались ещё задачи обновления оленьего стада.

На нем заключались межродовые договора.

Женихи и невесты находили друг друга.

Проходили обряды сватовства и женитьбы.

Заключались торговые сделки.

Люди радовались встрече с сородичами.

Делились новостями.

Старики передавали опыт молодым.

Пели песни, слушали нимнгаканы.

Танцевали сакральный круговой танец эвенков «Хэдьо».

Везде торжествовало традиционное гостеприимство.

Приятная и душевная атмосфера бакалдына (встречи).

Основным обрядом праздника народа эвенки был-икэнипкэ

Название обряда по смыслу и слову:

Обратиться к верхним божествам.

Дословно-верх, просить.

Он был направлен на получение благосклонности.

Прошение о прощении грехов и проступков.

Священной силы на здоровье.

Благополучия всему живому роду от самой Энекэн Буга.

Обряд проводился шаманами на высокой горе

Означало находиться ближе к небесам(верхнему миру).

В нашей удской местности он проводился на горе Дёр(Одёр).

Следы его проведения лежат до сих пор.

Груда камней на макушке горы.

Собирались шаманы с помощниками всех родов.

И взяв с подножия горы камень.

Поднимались с ним на вершину горы.

Камень, который они несли символизировал груз рода.

Дойдя до вершины они складывали его в кучу.

С заходом солнца наступало время камлания и ритуальных песнопений:

Шаман запевал свою песню-обряд «икэнипкэ»:

икэнипкэ обряды шаман эвенки

Дялви миннгил, гиркиелви!

(О, сородичи мои, друзья!)

Тэгэв — соксэв, меван омин!

(Народ мой — кровь, душа сердца!)

Сунэ дярин миннги мэргэн!

(Ради вас моя грусть-тревога)

Унгтувунми мигдылдяллан!

(Бубен мой будет греметь!)

Хэгэй, хэгэй, хэгэй, хэгэй!

Хэгэй, хэгэй, хэгэйе!

Все присутствующие вторили шаману:

Хэгэй, хэгэй, хэгэй, хэгэй!

Хэгэй, хэгэй, хэгэйе!..

Во время праздника или камлания слышали раскаты грома.

Духа грома и молнии Агды.

Считалось, что духи слышат обращения шаманов и людей.

И было хорошим знаком.

Сохранялась самобытная культура.

Традиционный уклад жизни народа.

икэнипкэ удское праздник гора Дёр эвенки

Абдува иргикэл!

(Очаг свой разожги)

Хутэвэ балдывкал!

(Ребенка роди)

бэе тэкэнын окал!  

(Скотину расти – корнем человека будь)

Бэе Итыван.

(Традиции Иты)

Бэе одёкитпан дялувна, бидекэл!

(Запреты-обереги Одё,выполняя, живи)

Ваша ©Аксинья Симонова

Поделиться ссылкой:

Оставьте комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.