Круговой танец-это единение народа
Соберёмся в круг, охотники,
соберёмся, как гуси осенью собираются
у подножья горы.
Под свист их крыльев
у закатного солнца
для нашей одёры
зажжём костры.
Пусть песня будит молчанье гор,
танцуйте дружнее!
Одёр, одёр…
Пойте громче. В руке
рука –
пусть груба на них
от морозов кожа
слушай нас,
древняя наша тайга,
звери и птицы,
слушайте тоже.
Мы стали друзьями с извечных пор,
танцуйте ж смелее!
Гасор, гасор…
Пойте громче.
Нас заглушить
не смогут ветра,
хоть и валят кедр они в непогоде,
и ливням костры наши
не затушить –
мы сильны в хороводе.
Пусть будут прославлены ружьё твоё и топор,
танцуйте радостней!
Одёр, одёр…
Пойте громче.
Пусть веселье наше разносит тайга,
мороз не проймёт наши оленьи шубы.
Наши руки крепки, как осенью у изюбра рога,
наши голоса мужественны и грубы.
Пусть дышит молодостью таёжный простор,
танцуйте дружнее!
Гасор, гасор…
Ёхоръё
Желтеют в просветах ветвей урасы,
Танцуют, сомкнувшись в кольцо, тунгусы,
Кружась на поляне широкой.
И бьются о груди столетних стволов
Унылый, протяжный и странный напев
Эхекай, – Охокай!…
Это строки из одного прекрасного, ныне многим неизвестного и забытого стихотворения, которое написал ссыльный каторжник П.Л. Драверт, впоследствии ставший известным этнографом – тунгусоведом и поэтом.
Стихи родились в 1907 году, когда он находился в ссылке в верховьях Олёкмы у тунгусов.
И впервые П.Л. Драверт по просьбе И.М.Суслова исполнил его на этнографическом концерте, организованном для делегатов 1 съезда сибирских инородцев 30 марта 1921 года в зале Сибревкома в Омске.
Так что же такое «Ёхорьё» (по-якутски – «Осуохай)?
Из любимых песен-танцев у эвенков.
У якутов на весенних праздниках «Ысыах».
Что оно означает, трудно сказать, первоначальный смысл утрачен.
Это очень древний хороводный танец, зародившийся в душе лесного народа и прошедший многовековые испытания.
И этот танец – главное песенное богатство эвенков
Духовному богатству нет цены.Да и можно ли оценить душу народа, его многовековой опыт жизни в тайге и тундре, его поэзию, его космогонию, его мудрость, нажитую в ежедневной борьбе с силами природы, да и с врагами?
Здесь уместно будет сказать, что, к великому сожалению, за годы советской власти, да и сейчас, мы страшно не по-хозяйски относимся к наставлениям предков.
Как жить потомкам, как искать счастье, как общежительствовать с Природой и всем Космосом, под куполом которого мы родились.
Живем и намереваемся благоденствовать в будущем.
Есть легенда, которую записал И.М.Суслов.Вот она: «Однажды молодая тунгусская девушка возвращалась домой. Дорога шла мимо старого могильного холма, вершина которого еще озарялась розовым светом угасаемой зари. Вдруг девушка услышала доносившееся сверху пение и, взглянув на вершину холма, увидела там тени ушедших с земли людей, несущихся под этот напев в круговом танце…».
О чем пели?
Да обо всем!
Что выпало на долю кочевых людей – о таежной жизни, о своей тяжкой и печальной судьбе. Но были и веселые моменты.Когда запевала мог в деликатной, не обидной форме, с улыбкой и смехом, высмеивать промахи отдельных охотников, оленеводов.
Забавные случаи в отношениях между людьми между эвенками и торгашами. Передразнивать и подражать повадкам и поведению зверей, птиц и своих вечных спутников жизни – оленей, в период их брачных игр.На этих играх-танцах завязывались знакомства и родственные связи между молодыми людьми и родами. Это были, своего рода, на манер русских, сельские вечорки до утра. Могли продолжаться по несколько дней, пока летом отдыхали люди.
Мокры эти берёзы от капель росы,
Но все еще в пляске идут тунгусы,
Навстречу заре красноокой,
И предки их вместе с живыми поют,
Найдя в заколдованном круге приют
Охоокай – Охоокай!..