Охота и обряды для народа эвенки было главным в его жизни.
Эвенки прирожденные охотники.
И поэтому почитание духа охоты
у эвенков является очень важным обрядом.
Которое складывалось тысячелетиями.
Праздник первого снега «Синилгэн» проводят на удачную зимнюю охоту.
«Сэнкэчэн»-обряд на определенную, предполагаемую удачу.
Такие обряды проводили когда не было удачной охоты.
Он проводился в укромном месте.
Мастерили из веточек животное,которое необходимо добыть.
Лук и стрелы. Мастерили самого охотника.
Обязательно проговаривая свои действия.
Дух Охоты слышал и понимал,что нужно охотнику
Перед охотой нельзя много говорить.
Запрещалось называть животное,
которое должно быть добыто.
Проводился обряд очищения.
Обязательно окуривали дымом сэнкэрэ(багульник)
луки, стрелы, пальмы и при необходимости самих себя.
Женщинам запрещалось дотрагиваться до оружия.
«Кутучи»-обряд благодарения за удачную охоту.
В Тугуро-Чумиканском районе при добыче сохатого.
До разделки туши. Срезают его бороду
и вешают на рядом стоящее дерево.
Этим простым действием охотник держит ответ
перед духами за то, что они ему дали.
В благодарность этого привязывает подарок тайге.
Кормит костер самыми жирными и лакомыми
кусочками мяса.
Также с охотой тесно связан обычай
Нимат – родовой закон охоты
Закон сохранения и заботы о близких людях.
Правило раздачи добычи нуждающимся и родственникам.
Этот обычай несет в себе
главные основы отношений человечества.
Уважение к человеку.
Сохранение гармонии между людьми
и другими обитателями тайги.
Защита животного мира от чрезмерного истребления.
Обеспечение его воспроизводства.
В традиционной культуре народа эвенки-
представление о мире.
Это единый организм, где все, одно целое.
Где небо, звезды, реки, озера.
Растения, животные и люди неразрывны.
Требовали от человека особого –
бережливого и заботливого отношения
к тому, что находится рядом.
Эвенки верят, что духи слышат их просьбы
Сказать уважительно и искренне,то сказанное сбудется.
Слова, по традиционному поверью, обладают
самостоятельным существованием и особой силой.
Поэтому, согласно эвенкийской этике.
С речью нужно обращаться осторожно:
лишнего не говорить, попусту не ругаться.
Про человека болтающего без дела говорили:
бэе барансо хэмунми
«человек, который имеет много губ»
Также не уважали человека и обходили стороной:
«как олень, боится волка».
Сулэктэви сукчамэ
у которого «кишки протухли».
Это значило, что он был трусом.
По поверьям эвенков,
такой человек был приманкой Харги,
злого духа и божества нижнего мира.
С таким человеком охота никогда не была удачной,
а проблем много.
Упускали добычу, кто-то долго блуждал по тайге.
Эвенки хорошо знали местность, а они ходил по кругу.
Могло случится несчастье на охоте. Теряли собак.
Ружья в нужный момент почему-то не стреляли.
Суеверный охотник всегда связывал эти действа
с проказами духа-помощника Харги.
Кандыки или как еще его называют Авахи.
Охоте учили с малых лет
Поучали ребенка:
Нгинакин нги накиндук татывки — бэе бэедук!
Это дословно переводилось так:
Человек учится у человека, а собака у собаки.
Иргэлэви иктэвкэл, долави долдыкал, сендуви силдикал!
Введи в свой мозг, внутри услышь, на уши нанизь!
Смысл сказанного учения прост:
Слушай меня внимательно!
Необходимость охоты для обеспечения
жизни в суровых климатических условиях
Эвенк проводил больше половины своей жизни
на олене в поисках добычи и это определило
вековой и основной традиционный уклад хозяйствования.
И до сих пор охота и связанные с ней обряды для народа эвенки являются важной,неотъемлемой частью их самобытного уклада жизни.
©Аксинья Симонова
Аксинья Владимировна, понравилось, как Вы написали: «Проводили свои охотничьи обряды, обязательно проговаривая свои действия…» У орочонов Китая тоже обязательно вслух обращаются к духу леса. Важная информация у Вас… Спасибо большое!!!
Спасибо Вам за то, что читаете! Буду стараться!