Пословицы и поговорки

мифические животные и птицы эвенкийского фольклора
Образы животных и птиц в пословицах, поговорках фольклора эвенков

Поговорки и пословицы

есть у любого народа.

Они коротко и метко

обобщают и назидательно

изрекают определенные

события или явления. Эвенкийский фольклор

и повседневная жизнь народа

неразрывно связаны.

Фольклор народа

очень богат и разнообразен.

И поэтому это объясняет

его функциональность.

Заменяющей письменность у народа,

по причине ее отсутствия.

И примечательно то,

что в основе мировосприятия эвенков

стоит гармония человека и природы.

«Бэе Дуннэ токтан»

(Человек земли соринка).

(Гуктэ, гукит) эвенкийские пословицы и поговорки

точно подмечают

особенности характера человека,

при этом очень деликатно.

Вот пример одной из них:

«Ты обморозил глаза»

О чем говорит эта пословица?

Возможно, она говорит о том,

что человек поступил плохо.

О чем, например эта поговорка

«Экун тар? Нонон би биктэ,тадук си бикэл?»

(Сначала я, потом ты)

«Тар экун?» «Это что?»

Считалки, загадки

и игровые тексты.

(Тагивка, ноновка)

начинаются всегда с вопроса.

Вот пример, одна из загадок:

«Великий зверь бечеву от носа имеет?!»

(загадка о игле с ниткой)

Преимущественное направление афоризмов

— подрастающее поколение.

Следовательно, они несут

основную функцию

знакомства детей.

И, конечно, молодежи

с окружающим миром.

С раннего возраста

детей учат жить своим трудом,

уважать и ценить труд:

«Пустая поняга тяжелая ноша».

«Работящий рубит дрова вечером,

а ленивый утром»

Поэтому своеобразные

и богатые устные изречения

несут в себе огромный

опыт наших предков.

Загадки, приметы сообщают нам

о нравах и обычаях народа.

В отличии от русских загадок

эвенкийские загадки

не всегда понятны человеку

из другой среды обитания.

Загадки эвенков,

они всегда иносказательны.

Для этого нужно пожить

повседневной таежной

жизнью эвенка.

Мифы у эвенков выполняли функцию закономерности Бытия.

Между тем,

Однажды глухарь

с совой поссорились.

Поэтому они

пошли к Эксэри

(жаловаться друг на друга).

Наконец-то

дошли до Эксэри.

Глухарь сказал:
«Сова меня хватает
(острыми когтями)».

Сказала сова:
«Я никогда не ловила глухаря,
на глухаря нападает ястреб».

Впоследствии этого события, Глухарь очень устыдился,
в снегу спрятался
(нырнув в снег). Поэтому глухарь
прячется под снегом
(часто).

Они объясняли повадки,

признаки животных,

явления матери-природы.

Бережно относится к родной земле:

«Тыкми, дуннэвэ экэл валарэ!»

(Упав, землю не ругай!)

Значение афоризмов в жизни народа

В результате все пословицы

и поговорки,

и другие бытующие

среди эвенков предания,

заповеди и наставления.

Они являются, следовательно,

нравственным стержнем.

Вокруг которого

Во-первых :выстраивается этика человека,

человека тайги

– вечно странствующего,

глубоко уединенного ,

верующего в силу

матери Природы и ее духов.

Во-вторых:

представлялось, что люди

находятся в постоянном окружении

всевозможных духов.

Возможно, эти духи

и составляли суть

всей окружающей среды

обитания человека,

а в целом – и всего мироздания.

И в конечном итоге,

хочется закончить эту статью

эвенкийской пословицей:

«без веры даже сильный человек

– все равно, что упавший лист:

куда хочет, туда и несет его ветер».

Я очень надеюсь,

что вам было интересно

почитать о духовном ,

нравственном

и поучительном наследии

нашего народа.

И думаю многие,

прочитав ее,

найдут в ней то,

что примечательно:

до сих пор живут

по древним заповедям

своих предков.

И следовательно,

чтут, оберегают традиции

и обычаи своего народа.

                                                        

Поделиться ссылкой:

Оставьте комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.