Поговорки и пословицы
есть у любого народа.
Они коротко и метко
обобщают и назидательно
изрекают определенные
события или явления. Эвенкийский фольклор
и повседневная жизнь народа
неразрывно связаны.
Фольклор народа
очень богат и разнообразен.
И поэтому это объясняет
его функциональность.
Заменяющей письменность у народа,
по причине ее отсутствия.
И примечательно то,
что в основе мировосприятия эвенков
стоит гармония человека и природы.
«Бэе Дуннэ токтан»
(Человек земли соринка).
(Гуктэ, гукит) эвенкийские пословицы и поговорки
точно подмечают
особенности характера человека,
при этом очень деликатно.
Вот пример одной из них:
«Ты обморозил глаза»
О чем говорит эта пословица?
Возможно, она говорит о том,
что человек поступил плохо.
О чем, например эта поговорка
«Экун тар? Нонон би биктэ,тадук си бикэл?»
(Сначала я, потом ты)
«Тар экун?» «Это что?»
Считалки, загадки
и игровые тексты.
(Тагивка, ноновка)
начинаются всегда с вопроса.
Вот пример, одна из загадок:
«Великий зверь бечеву от носа имеет?!»
(загадка о игле с ниткой)
Преимущественное направление афоризмов
— подрастающее поколение.
Следовательно, они несут
основную функцию
знакомства детей.
И, конечно, молодежи
с окружающим миром.
С раннего возраста
детей учат жить своим трудом,
уважать и ценить труд:
«Пустая поняга тяжелая ноша».
«Работящий рубит дрова вечером,
а ленивый утром»
Поэтому своеобразные
и богатые устные изречения
несут в себе огромный
опыт наших предков.
Загадки, приметы сообщают нам
о нравах и обычаях народа.
В отличии от русских загадок
эвенкийские загадки
не всегда понятны человеку
из другой среды обитания.
Загадки эвенков,
они всегда иносказательны.
Для этого нужно пожить
повседневной таежной
жизнью эвенка.
Мифы у эвенков выполняли функцию закономерности Бытия.
Между тем,
Однажды глухарь
с совой поссорились.
Поэтому они
пошли к Эксэри
(жаловаться друг на друга).
Наконец-то
дошли до Эксэри.
Глухарь сказал:
«Сова меня хватает
(острыми когтями)».
Сказала сова:
«Я никогда не ловила глухаря,
на глухаря нападает ястреб».
Впоследствии этого события, Глухарь очень устыдился,
в снегу спрятался
(нырнув в снег). Поэтому глухарь
прячется под снегом
(часто).
Они объясняли повадки,
признаки животных,
явления матери-природы.
Бережно относится к родной земле:
«Тыкми, дуннэвэ экэл валарэ!»
(Упав, землю не ругай!)
Значение афоризмов в жизни народа
В результате все пословицы
и поговорки,
и другие бытующие
среди эвенков предания,
заповеди и наставления.
Они являются, следовательно,
нравственным стержнем.
Вокруг которого
Во-первых :выстраивается этика человека,
человека тайги
– вечно странствующего,
глубоко уединенного ,
верующего в силу
матери Природы и ее духов.
Во-вторых:
представлялось, что люди
находятся в постоянном окружении
всевозможных духов.
Возможно, эти духи
и составляли суть
всей окружающей среды
обитания человека,
а в целом – и всего мироздания.
И в конечном итоге,
хочется закончить эту статью
эвенкийской пословицей:
«без веры даже сильный человек
– все равно, что упавший лист:
куда хочет, туда и несет его ветер».
Я очень надеюсь,
что вам было интересно
почитать о духовном ,
нравственном
и поучительном наследии
нашего народа.
И думаю многие,
прочитав ее,
найдут в ней то,
что примечательно:
до сих пор живут
по древним заповедям
своих предков.
И следовательно,
чтут, оберегают традиции
и обычаи своего народа.